В
связи со стремительным ростом цен на
продукты питания правительством страны
были приняты меры по их стабилизации.
Но к чему они ведут, с точки зрения
стратегии развития отрасли?
Эти
меры можно разделить на две категории:
регулирующего и принудительного порядка.
Механизмы
регулирующего действия предполагают
наличие экономической заинтересованности
и не ведут к законодательной ответственности,
в частности, за изменение цен. Меры же
принудительного действия лишают
предпринимателя возможности выбора, а
в случае выхода за установленные границы
влекут для него законодательную
ответственность.
К
регулирующим мерам относятся изменение
таможенных пошлин, к принудительным -
установление цены продажи и законодательное
преследование предприятий, необоснованно
завышающих, по мнению фискальных органов,
цены. И указание на то что, решение о
сдерживании цен было принято якобы на
основании добровольного соглашения
между участниками рынка, не раскрывает
реальных причин возникновения такого
соглашения.
Ясно,
что именно меры принудительного порядка
привели к некоторой стабилизации цен
на определённую группу товаров. На
первый взгляд, это не может не радовать
потребителей. Но на практике подобные
действия приводят к дефициту этих
товаров, тем более в условиях рыночной
экономики.
Ограничение
процента рентабельности, как и снижение
спроса, вынуждает производителей
переориентироваться на другую группу
товаров, благодаря выпуску и реализации
которой они смогут зарабатывать больше
прибыли. Это с одной стороны, а с другой
- они попытаются её, то есть прибыль,
компенсировать за счёт производителя
сырья, сократив объёмы закупки или
закупочную цену.
И
таким образом, в недалёкой перспективе
это негативно отразится как на
сельхозпроизводителях, снизив прибыльность
их производства, так и на потребителях,
то есть на нас, на покупателях. Ведь
дефицит в условиях рынка всегда приводит
к росту цен. Это с одной стороны, а с
другой - сокращение поставок отечественной
продукции увеличивает нашу зависимость
от импорта.
Нельзя
не отметить и того, что подобные
принудительные действия не только не
привлекут, но, наобор, от отпугнут
потенциального инвестора.
Что
же касается предложенных мер регулирующего
порядка, то они не имеют никакого
отношения к развитию отрасли и, более
того, наносят не меньший вред, чем
предложения принудительного порядка.
Так,
увеличение экспортных пошлин на отдельную
сельхозпродукцию. Кто в первую очередь
понесёт потери? Кто у нас в основном
занимается экспортом: посредник или
сельхозпроизводитель? Кого вынудят
снизить цену: производителя или
посредника? Производитель, не продав,
теряет свой продукт, в производство
которого вложены реальные ресурсы и у
которого ограниченный срок хранения.
Посредник, не купив и не продав, теряет
только возможную прибыль.
И
в таком случае сельхозпроизводитель
просто вынужден будет продавать свою
продукцию на условиях, предложенных
посредником.
Например,
в этом перечне экспортных
продуктов упоминается ячмень, и опять
возникают вопросы.
По
повышенной ставке будет оплачиваться
пошлина на весь ячмень или только на
семенной и кормовой? И какова будет
ставка на ячмень, который многие
хозяйства для улучшения своего
экономического положения выращивают
для пивоваренной промышленности?
От
таких действий, в первую очередь,
пострадает сельхозпроизводитель. В
лучшем случае, он недополучит прибыль,
на которую можно было бы продолжать
развитие производства и (или) увеличить
выплаты своим работникам. А в худшем -
окажется на грани банкротства, если
под будущую реализацию своей продукции
взял кредиты на развитие.
Если
же говорить о снижении пошлин на импорт
отдельных продуктов питания, то это
бьёт по отечественному производителю
и, в первую очередь, по производителю
сельхозсырья.
О
каком развитии агропромышленного
сектора, в таких условиях можно говорить,
и какой разумный инвестор будет вкладывать
сюда свои деньги?
Мне
могут возразить и в качестве примера
привести инвестиции в развитие
животноводства Васюринским мясокомбинатом
на территории Адыгеи. Но этот факт не
только не противоречит, а наоборот,
подтверждает вышесказанное. Ведь вместо
того, чтобы вкладывать деньги в развитие
основного производства и увеличение
как количества, так и ассортимента
выпускаемой продукции, мясокомбинат
вынужден заботиться о выращивании сырья
для своего производства.
Приведённые
выше доводы, только подтверждают
сформировавшийся у меня взгляд на
происходящие события - опять заложником
сиюминутных результатов становятся
сельхозпроизводство и потребитель.
И
здесь не столько вина, сколько беда
руководства страны и регионов. Ведь
наглядно видно, что используемая
экономическая модель, по сути устарела.
Экономика выросла, а её всё также пытаются
втиснуть в экономическую модель, которой
уже несколько сот лет, то есть регулировать.
Вот она (модель) трещит и рвётся. Но
сколько ни ставь заплаток в виде
косметических изменений, она не станет
лучше.
Выросшей
экономике нужна соответствующая
экономическая модель, позволяющая
решать возникающие проблемы и достигать
поставленных целей. И в связи с этим
остаётся только сожалеть, что те, кто
имеет доступ к «верхам», ничего
интересного не предлагают, а то, что
предлагается остальными, либо не
замечается, либо блокируется.
Так
ещё весной этого года, в газете «01
Регион» была опубликована статья
«Из тени можно выйти». В ней вкратце
давался анализ недостатков используемой
экономической модели и высказывались
предложения по её изменению, внедрение
которых позволит решить многие проблемы
социально-экономического порядка. В
том числе, привести к сокращению теневого
бизнеса и зарплат в конвертах, регулированию
уровня роста цен, развитию различных
отраслей экономики и т.д. Но статья эта
так и осталась незамеченной. Не последовало
ни одного отзыва, даже критического.
Но
жизнь не стоит на месте, информация
распространяется, и интерес к этому
предложению уже возникает в других
регионах. Началось обсуждение. Останется
только сожалеть, если его практическая
реализация начнётся в другом регионе,
а наша республика будет перенимать
передовой опыт, вместо того, чтобы его
передавать.
Что
же касается мер, принятых правительством
страны, то, думаю, что зарубежные
производители получили очередной
«рождественский подарок». И
остаётся только ждать, когда об этом
заговорят «верхи» или те, у кого
есть доступ к «верхам», к федеральным
и региональным средствам массовой
информации. А мы с Вами должны готовиться
к очередному повышению цен.
А.
Андреев
|