Четверг, 16.05.2024
Сайт газеты Закубанье
Меню сайта
Категории каталога
Статьи посетителей [30]
январь2008 [0]
Наш опрос
За кого Вы голосовали на выборах госдуму 2007?
Всего ответов: 175
Главная » Статьи » Статьи посетителей [ Добавить статью ]

Закубанье №1 Кому палки в колёса и по загривку, а кому – подарок

В связи со стремительным ростом цен на продукты питания правительством страны были приняты меры по их стабилизации. Но к чему они ведут, с точки зрения стратегии развития отрасли?

Эти меры можно разделить на две категории: регулирующего и принудительного порядка.

Механизмы регулирующего действия предполагают наличие экономической заинтересованности и не ведут к законодательной ответственности, в частности, за изменение цен. Меры же принудительного действия лишают предпринимателя возможности выбора, а в случае выхода за установленные границы влекут для него законодательную ответственность.

К регулирующим мерам относятся изменение таможенных пошлин, к принудительным - установление цены продажи и законодательное преследование предприятий, необоснованно завышающих, по мнению фискальных органов, цены. И указание на то что, решение о сдерживании цен было принято якобы на основании добровольного соглашения между участниками рынка, не раскрывает реальных причин возникновения такого соглашения.

Ясно, что именно меры принудительного порядка привели к некоторой стабилизации цен на определённую группу товаров. На первый взгляд, это не может не радовать потребителей. Но на практике подобные действия приводят к дефициту этих товаров, тем более в условиях рыночной экономики.

Ограничение процента рентабельности, как и снижение спроса, вынуждает производителей переориентироваться на другую группу товаров, благодаря выпуску и реализации которой они смогут зарабатывать больше прибыли. Это с одной стороны, а с другой - они попытаются её, то есть прибыль, компенсировать за счёт производителя сырья, сократив объёмы закупки или закупочную цену.

И таким образом, в недалёкой перспективе это негативно отразится как на сельхозпроизводителях, снизив прибыльность их производства, так и на потребителях, то есть на нас, на покупателях. Ведь дефицит в условиях рынка всегда приводит к росту цен. Это с одной стороны, а с другой - сокращение поставок отечественной продукции увеличивает нашу зависимость от импорта.

Нельзя не отметить и того, что подобные принудительные действия не только не привлекут, но, наобор, от отпугнут потенциального инвестора.

Что же касается предложенных мер регулирующего порядка, то они не имеют никакого отношения к развитию отрасли и, более того, наносят не меньший вред, чем предложения принудительного порядка.

Так, увеличение экспортных пошлин на отдельную сельхозпродукцию. Кто в первую очередь понесёт потери? Кто у нас в основном занимается экспортом: посредник или сельхозпроизводитель? Кого вынудят снизить цену: производителя или посредника? Производитель, не продав, теряет свой продукт, в производство которого вложены реальные ресурсы и у которого ограниченный срок хранения. Посредник, не купив и не продав, теряет только возможную прибыль.

И в таком случае сельхозпроизводитель просто вынужден будет продавать свою продукцию на условиях, предложенных посредником.

Например, в этом перечне экспортных продуктов упоминается ячмень, и опять возникают вопросы.

По повышенной ставке будет оплачиваться пошлина на весь ячмень или только на семенной и кормовой? И какова будет ставка на ячмень, который многие хозяйства для улучшения своего экономического положения выращивают для пивоваренной промышленности?

От таких действий, в первую очередь, пострадает сельхозпроизводитель. В лучшем случае, он недополучит прибыль, на которую можно было бы продолжать развитие производства и (или) увеличить выплаты своим работникам. А в худшем - окажется на грани банкротства, если под будущую реализацию своей продукции взял кредиты на развитие.

Если же говорить о снижении пошлин на импорт отдельных продуктов питания, то это бьёт по отечественному производителю и, в первую очередь, по производителю сельхозсырья.

О каком развитии агропромышленного сектора, в таких условиях можно говорить, и какой разумный инвестор будет вкладывать сюда свои деньги?

Мне могут возразить и в качестве примера привести инвестиции в развитие животноводства Васюринским мясокомбинатом на территории Адыгеи. Но этот факт не только не противоречит, а наоборот, подтверждает вышесказанное. Ведь вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие основного производства и увеличение как количества, так и ассортимента выпускаемой продукции, мясокомбинат вынужден заботиться о выращивании сырья для своего производства.

Приведённые выше доводы, только подтверждают сформировавшийся у меня взгляд на происходящие события - опять заложником сиюминутных результатов становятся сельхозпроизводство и потребитель.

И здесь не столько вина, сколько беда руководства страны и регионов. Ведь наглядно видно, что используемая экономическая модель, по сути устарела. Экономика выросла, а её всё также пытаются втиснуть в экономическую модель, которой уже несколько сот лет, то есть регулировать. Вот она (модель) трещит и рвётся. Но сколько ни ставь заплаток в виде косметических изменений, она не станет лучше.

Выросшей экономике нужна соответствующая экономическая модель, позволяющая решать возникающие проблемы и достигать поставленных целей. И в связи с этим остаётся только сожалеть, что те, кто имеет доступ к «верхам», ничего интересного не предлагают, а то, что предлагается остальными, либо не замечается, либо блокируется.

Так ещё весной этого года, в газете «01 Регион» была опубликована статья «Из тени можно выйти». В ней вкратце давался анализ недостатков используемой экономической модели и высказывались предложения по её изменению, внедрение которых позволит решить многие проблемы социально-экономического порядка. В том числе, привести к сокращению теневого бизнеса и зарплат в конвертах, регулированию уровня роста цен, развитию различных отраслей экономики и т.д. Но статья эта так и осталась незамеченной. Не последовало ни одного отзыва, даже критического.

Но жизнь не стоит на месте, информация распространяется, и интерес к этому предложению уже возникает в других регионах. Началось обсуждение. Останется только сожалеть, если его практическая реализация начнётся в другом регионе, а наша республика будет перенимать передовой опыт, вместо того, чтобы его передавать.

Что же касается мер, принятых правительством страны, то, думаю, что зарубежные производители получили очередной «рождественский подарок». И остаётся только ждать, когда об этом заговорят «верхи» или те, у кого есть доступ к «верхам», к федеральным и региональным средствам массовой информации. А мы с Вами должны готовиться к очередному повышению цен.


А. Андреев

Категория: Статьи посетителей | Добавил: strannic (19.02.2008)
Просмотров: 1151 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz